Мошенников приветствует автоответчик
16.02.24

Крупные операторы связи предлагают банкам услугу по выявлению потенциальных дропперов (посредников при дроблении средств, полученных мошенническим путем). Отсеивание этой высокорисковой клиентуры должно помочь банку и в борьбе с мошенниками, и в сокращении числа разбирательств инцидентов. Однако эксперты указывают на риски таких услуг, в том числе с точки зрения качества проверок и законности обработки персональных данных.

Мобильные операторы стали предлагать кредитным организациям услуги по выявлению среди клиентов потенциальных участников мошеннических схем. МТС приступила к широкой продаже сервиса для банков и МФО по проверке физических лиц перед оказанием услуг, одна из основных функций которого — определение потенциальных дропперов, заявили “Ъ” в компании. «У «Билайна» уже есть сервис по определению вероятных дропперов и других видов потенциального мошенничества»,— отметили в «Вымпелкоме». В Tele 2 планируют запустить услугу выявления дропперов как среди своих абонентов, так и клиентов других операторов связи.

Дропперы осуществляют посреднические функции при проведении мошеннических операций. Их счета и карты используются для дробления, переводов и снятия похищенных средств граждан.

Как пояснили в МТС, при открытии банковского онлайн-продукта клиент вводит номер телефона. После этого банк отправляет его на проверку оператору на наличие у клиента «подозрительных паттернов поведения». В частности, речь идет о частоте смены SIM-карт, посещаемых интернет-ресурсах. Как поясняют в МТС, проверка проводится при помощи скоринговых моделей, в том числе по клиентам других операторов. Как отмечают в «Вымпелкоме», внутри сервиса «заложены модели машинного обучения, которые, в частности, оценивают паттерны поведения и способны распознать подозрительные действия клиента».

Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова среди признаков дропперов отмечает в первую очередь частую смену сим-карт за короткий период времени, в том числе в разных регионах, или отсутствие привязки номера к интернет-банку. Для оформления дебетовой или кредитной карты обязательным условием является указание номера мобильного телефона, поэтому злоумышленники пользуются сим-картами с сомнительным прошлым, добавляет директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский.

Эксперты признают, что подобный сервис актуален для банков любого размера.

Организация обмена информацией между операторами связи и банками может стать эффективным механизмом по противодействию мошенничеству, подтверждают в ЦБ. Крупные банки, впрочем, утверждают, что справляются своими силами. Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов в рамках проходящего на этой неделе «Уральского форума» рассказал, что банк «одномоментно смог успешно заблокировать 15 тыс. карт дропперов».

В случае обнаружения мошенничества банк сталкивается с необходимостью взаимодействия с пострадавшими клиентами, ответами на запросы регуляторов и проведением процедур, связанных с инцидентами, что может повлечь репутационные риски, отмечает руководитель направления противодействия мошенничеству центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов. Кроме того, по словам гендиректора SafeTech Дениса Калемберга, дропперы могут участвовать в сомнительных операциях с точки зрения законодательства ПОД/ФТ, потому, если решение позволяет выявлять подобных лиц, это благо.

Но эксперты и сами участники рынка отмечают и риски «антидропперских» услуг.

У любого оператора качество проверок за периметром собственных данных начинает деградировать, признают в Tele2. Так, гражданин, условно неблагонадежный для одной связки оператор—банк, может выглядеть законопослушным для связки другого оператора и банка, поясняет господин Музалевский. И в первом случае он столкнется со сложностями при открытии счета, что снижает доступность финансовых услуг, подчеркивает эксперт.

Кроме того, отмечает юрист практики интеллектуальной собственности K&P Group Кристина Тимофеева, операторы сотовой связи не вправе предоставлять сведения о гражданах-абонентах другим операторам, а также передавать эту информацию в банковские организации, если нет согласия от самого абонента.

Ссылка на источник

Поделиться:
Назад к новостям ➠