Ломбарды размножаются дроблением
05.04.24

В январе—марте впервые за три года число ломбардов, внесенных в реестр ЦБ, превысило количество исключенных. Участники рынка считают, что это происходит из-за дробления бизнеса существующих компаний, в том числе «на случай регуляторных рисков». Игроки называют текущее состояние рынка непривлекательным, отмечая долгий срок окупаемости бизнеса. Но эксперты подчеркивают, что бизнес ломбардов остается маржинальным и менее зарегулированным по сравнению, например, с микрофинансированием.

По оценке “Ъ”, в первом квартале Банк России включил в реестр ломбардов больше компаний, чем исключил из него,— 50 против 39. Это произошло впервые за три года. Как правило, количество выведенных из реестра компаний превышало число вошедших в него 1,5–4 раза.

Участники рынка уверены, что новая динамика связана не с ростом популярности отрасли, а с дроблением бизнеса существующих игроков. «Речь идет о технических изменениях юридических лиц — такая практика есть у несетевого сегмента, а также о дроблении бизнеса сетевых участников и организации резервных компаний на случай регуляторных рисков»,— поясняет председатель совета Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин.

По мнению господина Лазутина, «новые системные участники рынка» если и будут появляться, то через слияния и поглощения либо через организацию ломбардов в рамках вертикально интегрированных ювелирных холдингов как источник сырья. Привлекательность сегмента для новых игроков может быть связана с подорожанием золота, но это «слишком волатильный показатель», добавляет гендиректор сети ломбардов «Фианит» Станислав Боронин.

Приток новых игроков в число ломбардов наблюдался в предыдущие кризисы — в 2008 и 2014 годах. Однако 95% тех, кто хотел быстро зайти на рынок, были вынуждены в итоге закрыться или продать бизнес, отмечает господин Боронин. «Организовать системный ломбардный бизнес с нуля в РФ на текущий момент крайне сложно»,— подтверждает господин Лазутин.

С учетом снижения процентных доходов бизнес не выглядит привлекательным для новых игроков, говорят участники рынка. Некоторые ломбарды закончили 2023 год с почти нулевой прибылью или даже убытком, отмечает предправления Региональной ассоциации ломбардов Людмила Грибок. «Срок выхода в операционный ноль с учетом инфляции, дефицита кадров, роста арендных платежей — это три года, а срок возврата вложенных инвестиций — это 5–5,5 года в среднем для рынка»,— уточняет Станислав Боронин.

https://www.kommersant.ru/doc/6622017

Поделиться:
Назад к новостям ➠